
фото: pixant.ru/
Впечатлениями от рижского концерта делится Dr.art Раффи Хараджанян:
Этот концерт рекламировали как чудо из чудес. Более того, организатор концерта сочла нужным выйти на сцену Латвийской Нац. оперы, где 9 декабря прозвучала программа оркестра Camerata Salzburg, и не только с явным удовольствием перечислила внушительное число спонсоров своего фестиваля и рецензируемого вечера, но и загодя, сильно предваряя события, обнадежила, что всех нас, рижских меломанов, ожидает «нечто удивительное». Она также промолвила о неиссякаемой доброте дирижера коллектива и скрипача Пинхаса Цукермана, акцентировала наличие у него этого, несомненно, симпатичного (необходимого?) человеческого качества. Оправдались ли ожидания, которые нам с такой безоглядной щедростью посулили? Как ни печально это осознавать, но лишь частично. В частности, когда гость взялся за скрипку — а она у него явно не из худших, — и сыграл намертво выученное solo в небольшом Первом Романсе для скрипки и оркестра Бетховена — все-таки не зря учился у знаменитого армяно-американского педагога Ивана Галамяна. Удовольствие могли доставить и подвижные финалы 39-ой симфонии Моцарта и Hafner serenade этого же венского классика: здесь обнаруживались подкупающая непринужденность и легкость звучания. Симпатично! А остальное? Осмелюсь утверждать, что оно мало соответствовало смело и красноречиво высказанным посулам. Сюита из балета «Пульчинелла» И.Стравинского попросту оставила блеклое впечатление. И даже, позволю себе «укусить» покрепче, отрицательное. Многих — сие было видно невооруженным взором — стало… клонить в сон (!). Почему? Было мало контрастов, мало остроты, мало красок и живости. И это не у кого-то, а у самого Игоря Федоровича Стравинского! Хм! Боже мой! Ничего не попишешь: просто какой-то «Голубь мира» оказался в тот вечер за пультом! Все подряд сглаживает, нивелирует, все и вся примиряет…
Normal
0
false
false
false
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Table Normal»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
Кстати, сам Игорь Федорович об одной из симфоний Бетховена высказался так: «…Шестую не могу слушать вообще. Музыка повсюду «чудесна», но не более того» (Melos, Mainz, 1971, #2, S.49-54). Вот и мы имели такого рода «чудесность». Да и в ансамблевом отношении коллективу (и дирижеру) не сложно предъявить претензии. В отношении строя тоже не всегда хотелось хвалить. Скажу по секрету: появилось даже желание уйти (смыться!) из позолоченного зала, дабы не мучить себя тягомотиной. Но далее в программе значился Моцарт. Хотелось за приобретенные билеты (по рижским меркам не самые дешевые) что-то и позитивное получить. И как? Удалось получить? Моцарт также оказался сглаженным, практически лишенным яркости и драматизма. Даже там, где такие краски и чувства в партитуре абсолютно очевидны. Все миленько, все по-доброму, уютненько, почти по-домашнему. Эдакий симпатичный музыкальный мирок. С провинциальным оттенком. Звучавшее в оперном зале во многом ассоциировалось с не лишенными приятности музыкальными обоями. Полагаю, что в аудиозаписи эдакое может быть весьма приемлемо. Можно «переварить». Особенно тогда, когда автомобиль преодолевает расстояния по ровной автостраде, а в это время прокручивается диск, не требуя от водителя и пассажиров особого внимания. Но со сцены!…
Не могу удержаться и хочу поинтересоваться: ну зачем же так обходиться с полной мыслей, сомнений и размышлений музыкой Моцарта? Причем, сегодня, в нашем мире. Не мог не возникнуть и такой вопрос: неужели многолетняя сытая и комфортная жизнь порождает именно подобные «бесконфликтные», по своему ущербные интерпретации? Печально это…
Dr.art Раффи Хараджанян
P.S. Разумеется, совершенно не претендую на то, чтобы отразить общее восприятие собравшихся в зале. Просто делюсь впечатлениями, руководствуясь слушательским (да и исполнительским) опытом — собственным! — многих лет, почерпнутым в залах не одной страны мира и подаренным мне общением с замечательными (действительно таковыми!) интерпретаторами.
P.P.S. Мой талантливый и наблюдательный друг, по прочтении данной заметки, моментально среагировал, написал мне из обеспеченной — слава Богу — Германии: «Сервис охватывает все сферы жизни — и концерт должен быть приятным, как вежливый официант, а не тем, что есть суть и предназначение».
Метко сказано!
Р.Х.
karap.lv

