В преддверии большого юбилея, эксклюзивный показ культовой киноленты «Цвет граната» именно в небольшом историческом кинотеатре колоритного города Талси для узкого круга знатоков, вдали от столичной суеты и светского снобизма, является событием знаковым. Это своего рода метафора на «путь к звездам сквозь тернии» самого Параджанова. Как мы знаем, в своё время фильм бесконечно перекраивали, подгоняли под курс партии и наконец киношедевр получил «разрешительное удостоверение» на показ «третьим экранам» (то есть минимальное количество копий для показа в небольших кинотеатрах на периферии), что не помешало ему получить мировое признание. Плод граната — очень сильный наполненный символ, прямая ассоциация с очень значимыми для моего творчества личностями — режиссером и художником Сергеем Параджановым и его легендарным фильмом «Цвет граната», а также поэтом Саят-Нова. Отношения художника с властью тема болезненная и не теряющая своей актуальности. Повышенный интерес к профессиональному, творческому и личному опыту Сергея Параджанова объясняется напряженной геополитической ситуацией и гуманитарным кризисом на планете. Как творить в условиях тотальной несвободы? Как отстоять свои права быть личностью, собственные убеждения и ценности, построенные на свободе воли и совести? Современность требует от нас мужества созидать вопреки отчаянию.
Картины этого (нового) цикла – живописные цитаты сценариев великого Мастера. Пронизанные символами как сугубо-национальными, так и общечеловеческими. Поражает не только масштаб, глубина мысли, но и невероятное человеколюбие, гуманная доминанта всех работ Параджанова, Человека с большой буквы. Каждая строка, написанная Параджановым, требует визуализации, не иллюстративной, а именно тактильной, глубоко прочувствованной, монументальной, которую может дать только живопись. В то же время эти картины — глубоко личные истории, прожитые через метафоры, вдохновлённые гением Параджанова, когда противостояние метафизики и фактурной материальности предметов-символов достигает варварской остроты. Являюсь инициатором программы культурных мероприятий, посвященных 100-летию Сергея Параджанова, одним из главных событий которой должно стать издание сборника сценариев и тюремных писем великого режиссера, впервые на латышском языке. «…Саят-Нова касался кружев… и смотрел через кружева на мир…» Белое кружево путешествует из одной моей картины в другую, как воплощение кропотливого труда Человека в его стремлении к прекрасному. Сама белая нить — линия судьбы, нейрография тонких эмоциональных состояний. Иногда нить вьет гнезда, а иногда собирается в тугой и напряженный узел, цепляет сознание и требует искать ответы на главные вопросы мироздания.Часто на эту нить нанизаны жемчужины. «Саят-Нова руками, на ощупь, читал на жемчугах…» В этих «жемчугах» можно прочесть так много…
Благодарю за творческий диалог и помощь в организации этого проекта директора кинотеатра «Аусеклис» Мару Цебере, переводчика Илзу Паегле-Мкртчян и арт-директора Parajanov Art Laboratorium, искусствоведа, исследователя творчества Сергея Параджанова Веронику Журавлеву.
Бесспорно, именно переписка с Veronika Zhuravlyova повлияла на содержание и контекст.
Добавить комментарий